Информация ФНС России

Новые правила исчисления налога на имущество физических лиц c 2015 года

24 июня

—В связи с чем возникла необходимость реформирования налога на имущество физических лиц?

— Налог на имущество физических лиц — единственный, который был за рамками Налогового кодекса и взимался в соответствии с Законом от 9 декабря 1991 года № 2003‑1 «О налогах на имущество физических лиц».

Необходимость реформирования этого налога вызвана тем, что подход к налогообложению имущества физических лиц устарел. Налоговой базой в действовавшем налоге являлась инвентаризационная стоимость имущества — величина, имеющая мало общего с реальной стоимостью недвижимости. Методика, по которой производилась такая оценка, была разработана еще в советское время

Федеральным законом РФ № 284-ФЗ от 04 октября 2014 года «О внесении изменений в статьи 12 и 85  части первой и часть вторую НК РФ и признании утратившим силу закона РФ «О налогах на имущество физических лиц» в кодекс введена глава 32 НК РФ «Налог на имущество физических лиц» и признан утратившим силу закон 2003-1 от 09.12.1991 "О налогах на имущество физических лиц".

Определен пятилетний переход на исчисление налога на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Кадастровая стоимость рассчитывается методом массовой оценки, но при этом основана на анализе рыночных цен на аналогичные объекты недвижимости. Конечно, она может не учитывать конкретные особенности того или иного объекта недвижимости, однако отражает уровень рыночных цен.
Надо сказать, законодатель предусмотрел ряд механизмов, которые позволяют снизить социальную напряженность. Это и постепенный переход к уплате полной суммы этого налога только через пять лет после его введения, и налоговые вычеты, и льготы.

— Закон дает право субъектам Федерации самим определять, когда на их территории начнется реализация норм новой главы Налогового кодекса. С чем связано такое послабление и сколько субъектов уже перешли на новую методику расчета имущественного налога?

—Действительно, регионам предоставлен достаточно длительный период времени, в течение которого они должны перейти на новый порядок определения налоговой базы. Такой срок установлен до 1 января 2020 года. Это связано, прежде всего, с необходимостью завершения всех подготовительных мероприятий, в том числе с проведением в полном объеме кадастровой оценки недвижимости. 
С 1 января 2015 года налог на имущество физических лиц начал действовать в 28 субъектах Федерации. В тех же субъектах, где решение о переходе на новый порядок не принято, в качестве налоговой базы по налогу на имущество физических лиц сохранится инвентаризационная стоимость, умноженная на коэффициент-дефлятор. 
На территории Псковской области кадастровая оценка объектов недвижимости была проведена еще в 2012 году. Её результаты утверждены Постановлением Администрации Псковской области от 25.09.2012  № 509.

Областным собранием депутатов принят Закон Псковской области  от 06.11.2014 № 1436-ОЗ «Об установлении единой даты начала применения на территории Псковской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц», в соответствии с которым, установлена единая дата начала применения исчисления налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения -  01 января 2015 года.

Всеми  муниципальными образованиями Псковской области приняты и опубликованы нормативные правовые акты об установлении на их территории  нового налога на имущество физических лиц с 01.01.2015 года. Это означает, что платить налог на имущество физических лиц с кадастровой стоимости налогоплательщики Псковской области будут впервые в 2016 году за 2015 год.

— Ошибочно установленную кадастровую стоимость можно будет корректировать? 
— Напомню, что кадастровую стоимость определяют оценщики. Рассчитанная стоимость публикуется в средствах массовой информации. Только после этого органы власти субъектов РФ принимают нормативные правовые акты об утверждении результатов оценки и стоимость вносится в государственный кадастр недвижимости. После этого она передается Росреестром в налоговые органы для начисления налога. 

Если владелец недвижимости считает, что кадастровая стоимость завышена, то он может оспорить результаты оценки в досудебном или судебном порядке. В рамках досудебного разбирательства подобные споры рассматриваются специальной комиссией, которая формируется в порядке, установленном законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Максимально возможный срок, в течение которого лицо вправе обратиться за пересмотром в комиссию, составляет пять лет с даты, когда в государственный кадастр недвижимости были внесены оспариваемые результаты кадастровой оценки. Если принятое комиссией решение также не устраивает заявителя, оно может быть обжаловано в суде. 

Узнать кадастровую стоимость объектов можно в Управлении Росреестра по Псковской области. Информация предоставляется бесплатно.

На официальном сайте ФНС России размещен сервис «Налог на имущество 2016», где можно узнать кадастровую стоимость объекта и предварительно рассчитать налог.

— Расскажите подробнее о налоговых вычетах в рамках налога на имущество физических лиц. 

— Налоговые вычеты - это значения, на которые уменьшается кадастровая стоимость имущества.  Так, в соответствии со статьей 403 кодекса, если речь идет о квартире, то ее кадастровая стоимость уменьшается на величину кадастровой стоимости 20 квадратных метров общей площади этой квартиры. Для комнаты — это десять квадратных метров, для жилого дома — 50 квадратных метров. Налоговая база в отношении единого недвижимого комплекса, в состав которого входит хотя бы одно жилое помещение (жилой дом), определяется как его кадастровая стоимость, уменьшенная на один миллион рублей. 

В соответствии с федеральным законодательством муниципальные органы власти имеют право увеличивать размеры вычетов.  Решения об увеличении размеров налоговых вычетов представительными органами муниципальных образований, расположенных на территории, администрируемой Межрайонной ИФНС России № 1 по Псковской области, не принимались.

—Что произошло со ставками? 

— По сравнению со ставками, установленными Законом «О налогах на имущество физических лиц», основные новые ставки снижены в 20 раз. 

При старой системе налогообложения предельная ставка составляла два процента. Новая базовая ставка для жилых домов и жилых помещений, недостроенных жилых домов, гаражей и машино-мест составляет 0,1 процента, для прочих объектов налогообложения — до 0,5 процента.

Для объектов, кадастровая стоимость которых превышает 300 миллионов рублей, а также для коммерческой недвижимости (административно-деловых и торговых центров, объектов общественного питания и бытового обслуживания) — до двух процентов. Установив такие ставки, законодатель, по сути, ввел налогообложение дорогостоящего имущества. 

— Закон «О налогах на имущество физических лиц» предусматривал льготы для широкой аудитории налогоплательщиков. Какие новации содержит новый налог на имущество? 

— По законодательству, действующему до 2015 года, налог на имущество физических лиц платился небольшой категорией налогоплательщиков. Основная часть населения через льготы была выведена из зоны уплаты данного налога.

В новой главе кодекса перечень льгот сохранен, но при этом сокращено количество объектов, к которым они применимы. 

Так, по-прежнему имущественный налог не будут платить инвалиды I и II групп, а также инвалиды с детства, пенсионеры и так далее. Налоговая льгота представляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида по выбору налогоплательщика. То есть если пенсионер имеет в собственности две квартиры, то льгота будет предоставлена только на одну квартиру, на вторую налог будет уплачиваться без каких-либо преференций.

Как и прежде, льгота предоставляется только на основании заявления и документа, подтверждающего право на льготу.

Лицо, имеющее право на льготу может выбрать объекты в отношении которых будет применяться налоговая льгота. Для этого до 1 ноября необходимо уведомить налоговый орган заявлением установленной формы. Если собственник не направит в инспекцию такое уведомление, то налоговая льгота будет предоставлена в отношении объекта с максимальной суммой налога. 

— В чем суть переходного периода? 

— Сумма налога за первые четыре налоговых периода будет исчисляться по формуле, которая предусматривает ежегодное увеличение суммы налога, который был исчислен за 2014 год исходя из инвентаризационной стоимости. Налог будет увеличиваться на 20 процентов от разницы между налогом, исчисленным исходя из кадастровой стоимости и налогом, который исчислялся исходя из инвентаризационной стоимости. И только с 2020 года будет уплачиваться полная сумма налога. То есть в полной мере налоговую нагрузку налогоплательщики ощутят на себе лишь через пять лет. 

Рассмотрим пример расчета налога на имущество физических лиц за 2015 год на основе кадастровой стоимости  двухкомнатной квартиры, общей площадью 55,9 кв. метров, расположенной в доме  2010 года застройки, в г. Пскове для одного собственника.

Сумма исчисленного налога за 2014 год (на основе инвентаризационной стоимости) -180 руб.

Кадастровая стоимость квартиры – 1 500 000 руб.

Налоговый вычет – стоимость 20 кв.м. этой квартиры – 536 673 руб.(1 500 000 руб./55,9 кв.м. *20 кв.м.).

Налоговая база за 2015 год, с учетом уменьшения кадастровой стоимости квартиры на стоимость 20 кв. метров указанной квартиры, составляет 963 327 руб. (1 500 000 – 536 673).

Рассчитаем сумму налога на имущество физических лиц на основе кадастровой стоимости. 1 500 000 * 0,1% = 1 500 руб.(1 500 000 х 0,1%).

Налог, исчисленный по кадастровой стоимости больше, чем налог, исчисленный ранее на основе инвентаризационной стоимости на 1320 руб. (1500-180). Поэтому применим к разнице сумм налогов понижающий коэффициент 0,2 и к полученной величине прибавим налог, который был исчислен за 2014 год  по старым правилам.

В первый год исчисления налога по кадастровой стоимости, сумма налога составит  444 руб. (180 + (1 500-180)*0,2).

В течение 2017-2019 года применяемый коэффициент будет увеличиваться на 0,2. Налог также будет постепенно увеличиваться и полную сумму налога в размере  1 500 руб. мы предъявим налогоплательщику только в 2020 году.

—Есть какие-либо прогнозы на увеличение поступлений в муниципальные бюджеты? 

— В городе Пскове налогооблагаемая база, по прогнозам, вырастет, но незначительно. В тех населенных пунктах, где преобладает индивидуальное жилье, большая вероятность снижения поступлений по данному налогу даже при максимальной ставке. Это связано с тем, что законодатель установил большой вычет на жилые дома — 50 квадратных метров.

Переходный период (пять лет) для того и вводился, чтобы рост налоговой нагрузки был равномерным и распределенным во времени (не более 20 процентов в год от разницы между суммой налога, которая платится сегодня исходя из инвентаризационной стоимости недвижимости, и суммой, которая планируется к уплате через пять лет исходя из кадастровой стоимости недвижимости). 

— Какую работу проводит налоговая служба по администрированию данного налога? Какие проблемы могут возникнуть в ходе этой работы? 

—С точки зрения администрирования здесь нет ничего нового. Единственный нюанс связан с тем, что у человека может быть несколько объектов недвижимости в разных субъектах Федерации. Со временем собственник станет получать единое налоговое уведомление, в котором будут отражены все объекты недвижимости и налог на имущество, рассчитанный по разной схеме. По объекту, расположенному в регионе, где введена новая методика, налог будет рассчитан исходя из кадастровой стоимости, а в регионе, где не введена, — исходя из инвентаризационной стоимости.
Что касается всего остального, то весь процесс у нас полностью автоматизирован, вся технология заложена в машину и налог считается автоматом.

Основная задача для нас — получение корректных и актуальных данных от регистрационных органов. 

— Органы местного самоуправления заинтересованы в установлении корректных налоговых ставок, вычетов, а также в собираемости налогов. В этом плане налоговая служба оказывает какую-то помощь местной власти? 

— Мы помогаем органам местного самоуправления с информацией. ФНС России разработала для муниципалитетов информационный ресурс «Анализ имущественных налогов». В ноябре – декабре 2015 года ответственные сотрудники всех муниципальных образований получили доступ к указанному программному обеспечению.

С помощью этого ресурса местные власти смогут увидеть полную картину по своим территориям – по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц. Налоговая служба предоставила все исходные данные, которыми владеет, за исключением персональных данных — сведений о налогоплательщиках, которые являются налоговой тайной. Муниципалитеты обретут понимание того, сколько земельных участков и иных объектов недвижимости на их территории вовлечено в налоговый оборот, а сколько — нет. Этот ресурс дает местным властям возможность прогнозировать сборы по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц. Также предусмотрен инструмент, с помощью которого муниципалитеты смогут рассчитать размер эффективных налоговых ставок, моделировать установление льгот. Прямой доступ к ресурсу будет предоставлен через сайт налоговой службы непосредственно на рабочих местах пользователей.

— О каких еще налоговых новшествах необходимо знать налогоплательщикам – физическим лицам?

Для физических лиц изменен срок уплаты имущественных налогов. Срок уплаты всех имущественных налогов физических лиц перенесен с 1 октября на 1 декабря (Федеральный закон РФ от 23.11.2015  № 320-ФЗ). Этот срок впервые начнет применяться в 2016 году за налоговый период 2015 года.

Введена обязанность физических лиц представлять сведения об имуществе, в отношении которого они не получали налоговые уведомления и не уплачивали налоги. Обязанность установлена Федеральным законом РФ от  4 октября 2014 года N 284-ФЗ.

Граждане, ни разу не получавшие налоговые уведомления и не уплачивающие имущественные налоги по имеющимся у них объектам недвижимого имущества и транспортным средствам, начиная с 1 января 2015 года, обязаны представить в налоговые органы сведения о таком имуществе.

За гражданином закреплена обязанность представить сообщение в случае если он никогда не получал налоговое уведомление с момента владения данным имуществом, никогда не уплачивал налог за данное имущество и у него имеются правоустанавливающие документы либо, документы, подтверждающие государственную регистрацию транспортного средства. 

В случае если физическое лицо ранее, хотя бы раз, получало налоговое уведомление или не получало его в связи с предоставлением налоговой льготы в отношении имеющихся у него объектов недвижимого имущества или транспортных средств, сведения о таких объектах в налоговый орган не представляются.

Побуждающим мотивом для предоставления таких  сведений является двухлетняя налоговая амнистия - если налогоплательщик представит в 2016 году сообщение в отношении принадлежавшего ему имущества, то  первым налоговым периодом, с которого ему будет начислен налог, будет 2016 год. За три предыдущих года налог исчисляться не будет. Такое положение будет действовать только до 01 января 2017 года.

Если налогоплательщик сообщит нам об имеющемся имуществе после 01 января 2017 года,   «льготная» норма перестает действовать и налог будет исчислен за три года. Также будет применяться штрафная санкция, предусмотренная пунктом 3 статьи  129.1 Налогового кодекса РФ в размере 20% от суммы налога по этому объекту. Форма сообщения о наличии объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств  утверждена Приказом ФНС России 26.11.2014 № ММВ-7-11/598@. Представление сведений в произвольной форме не является выполнением установленной обязанности.

версия для печати

 
Выберите даты

В соответствии с Решением Псковской городской Думы №247 от 30 июня 2023 года.

С 10.07.2023 данный сайт является архивом.

Новый сайт муниципального образования "Город Псков" https://pskov.gosuslugi.ru